Множество людей постоянно переезжают и приобретают жилье, поэтому вопросы регистрации для граждан РФ стоят очень остро. Не зная особенностей этой процедуры можно очень сильно увязнуть в бюрократических проволочках и получить штраф.

Что это такое

Регистрация или как ее в народе называют «прописка» представляет собой фиксацию за гражданином места его постоянного или временного проживания и уведомление надлежащих органов при смене места жительства.

Законодательство

Регистрация, согласно российскому законодательству, необходима каждому гражданину, проживающему на территории России.

Регулирование вопросов прописки происходит согласно:

Первый законодательный акт закрепляет основные права на способ и возможность передвижения по территории России любого гражданина, независимо от места его рождения, постоянного проживания или регистрации.

Второй акт закрепляет нормы, согласно которым:

  • любой гражданин, меняющий места жительства, независимо от того меняет ли он постоянную регистрацию или приобретает временную, обязан пройти данную процедуру;
  • постоянная регистрация при выписке с прежнего места жительства должна быть изменена в течение семи дней;
  • временная регистрация должна быть оформлена в течение 90 дней с момента смены места жительства гражданина;
  • оформляется временная регистрация в уполномоченных на то органах, посредством написания заявления, предоставления разрешения собственника жилья на оформление прописки, а также обязательной подачей иных документов и сведений, указанных в НПА.

Нужна ли

Регистрация для любого гражданина России обязательна, как указывалось выше, тем не менее, она важна не только для уведомления органов власти о местоположении, но и для того, чтобы:

  • была возможность устроиться на официальную работу, так как без временной регистрации работников просто не принимают;
  • избежать штрафа за неисполнение законодательства;
  • прикрепиться к районной поликлинике и получать медицинские услуги;
  • отдать ребенка в школу;
  • дать возможность правоохранительным органам или иным лицам, например, нотариусам в случае оформления на гражданина наследства и т.д.

Виды

Регистрация, согласно законодательству РФ, делится на:

  • временную регистрацию по месту пребывания;
  • постоянную регистрацию по месту жительства.

Каждая из видов прописок имеет собственные особенности, которые будут рассмотрены далее.

По месту проживания

Прописка по месту постоянного жительства представляет собой постоянную регистрацию в конкретном жилом помещении, обладающая следующими особенностями:

  • данный вид регистрации является постоянным, т.е. действующим в течение всего времени жизни гражданина, при этом гражданин может самостоятельно изменить прописку, либо судом может быть вынесено решение о выписке гражданина принудительно;
  • информация о постоянной регистрации указывается в паспорте в виде штампа, также в случае выписки с жилплощади ставится иной штамп о выписке и об оформлении новой прописки.

Видео: новые правила

По месту пребывания

Главной особенностью временной прописки является то, что она действует в течение того срока, который оговорен в соглашении с собственником жилого помещения и после его истечения прекращает свое действие.

При этом временная прописка обладает рядом других особенностей, в числе которых:

  • определение границ минимального и максимального срока действия соглашения, оно может быть оформлено как на один месяц, так и на год;
  • отсутствие перерасчетов квитанций от ЖКЗ за оказание коммунальных услуг;
  • отсутствие необходимости постановки печати в паспорт, так как при оформлении прописки выдается специализированный документ и т.д.

Адрес регистрации

Прописка может быть оформлена только на существующий адрес, который можно подтвердить какими-либо документами в зависимости от вида регистрации.

Где можно

Оформить прописку можно только в жилом помещении, поэтому для экономии времени и отсутствия отказов в регистрации, важно соблюсти это требование законодательства.

В своей и чужой квартире

Для оформления постоянной прописки в квартире, которая принадлежит прописывающемуся лицу, необходимо представить в надлежащие органы документы о праве собственности на квартиру.

В случае, если регистрация оформляется в чужую квартиру, неважно какая, оформление должно происходить в присутствии собственника помещения и с его разрешения.

Для собственника квартиры важно осознавать, что в случае оформления на гражданина постоянной регистрации в своем жилье, в последствии могут возникнуть некоторые проблемы, в том числе:

  • прописанный на постоянной основе гражданин приобретает возможность прописывать на территорию жилплощади близких родственников и детей, выписка которых может быть связана с огромным количеством проблем, без уведомления и разрешения собственника;
  • также постоянная регистрация лица позволяет ему влиять на решение о прописке для других лиц.

При этом важно осознавать тот факт, что молодые родители, прописанные в квартире, либо один из них могут получить прописку автоматически, без уведомления собственника жилья.

В таком случае, если возникнет желание продать жилплощадь, без выписки и новой регистрации ребенка на территории другого жилья, продать квартиру не выйдет.

В муниципальном жилье

Прописка в муниципальной квартире фактически не отличается от оформления прописки в любом другом жилье, однако в этом случае в качестве собственника выступает муниципалитет и для прописки в жилье необходимо получить его одобрение.

Оформление прописки без участия собственника возможно только в том случае, если регистрация необходима близкому родственнику человека, который имеет постоянную регистрацию в данном жилье.

В качестве близких родственников принимаются:

  • дети зарегистрированного лица независимо от их происхождения и от наличия или отсутствия брачных отношений родителей;
  • жена;
  • родители.

В приватизированной квартире

Приватизированная квартира дает все права на эту квартиру тем гражданам, которые оформили приватизацию, и они получают все права собственников жилья.

Поэтому оформление регистрации любого гражданина ничем не отличается от обычной процедуры:

  • пишется заявление на регистрацию;
  • предоставляется разрешение собственника;
  • подается необходимый пакет документов.

На даче

Оформление прописки на даче обладает рядом нюансов и сложностей, поэтому гражданам, которые желают зарегистрироваться там необходимо:

  • провести судебную экспертизу, согласно которой дача должна быть признана пригодной для круглогодичного проживания;
  • подтвердить назначение территории документально;
  • иметь принадлежность к местоположению с развитой инфраструктурой:
  • также дача должна быть оформлена в Росреестре.

После выполнения всех вышеупомянутых условий, можно подавать документы для оформления прописки на даче.

В частном доме

Оформление постоянной регистрации в частном доме происходит по такому же принципу, как и оформление в любом другом жилом помещении, однако, в случае необходимости в ФМС необходимо будет представить ряд документов, которые смогут подтвердить пригодность дома для проживания, его качество и расположение, иногда могут затребовать фото-подтверждения.

Также дом в обязательном порядке должен значиться в списках Росреестра и находиться на территории населенного пункта с инфраструктурой, либо быть полностью автономным, т.е. иметь собственную скважину для забора воды, отопление, электрификацию и т.д.

Ребенка

Временная регистрация для ребенка не представляет ничего сложного, малолетнего можно оформить только совместно с одним из родителей, а несовершеннолетнего отдельно с родительского разрешения.

При этом в ФМС представляется не только стандартный пакет документов, о котором речь пойдет далее, но и разрешение собственника жилья, в случае если оформляется прописка только на одного ребенка и заявление от лица несовершеннолетнего.

Постоянная регистрация ребенка в квартире может вызвать ряд проблем для собственника жилья, например, невозможность продать жилплощадь, так как выписать ребенка «в никуда» нельзя, согласно законодательству.

Однако стоит помнить о том, что оформить постоянную прописку для ребенка можно сделать только в том случае, если собственник помещения дал на это согласие, либо если один из родителей зарегистрирован в квартире на постоянной основе.

В последнем случае разрешение собственника и его уведомление не требуется.

Согласие собственника

Для оформления как постоянной, так и временной регистрации необходимо разрешение собственника жилья.

Обычно регистрацией жильцов на съемной квартире занимается сам собственник, так как его присутствие в любом случае обязательно.

Что касается детей, то их временная регистрация даже в съемную квартиру не требует согласия собственника. В ФМС подается заявление и представляются доказательства проживания и временная прописка родителей, на основании которых уполномоченные органы выносят решение.

Способы оформления

Оформить прописку можно стандартным способом, представив пакет документов. Однако сделать это можно в нескольких органах, занимающихся подобными вопросами.

Куда обратиться

Быстро оформить все документы позволяет эффективная и слаженная работа уполномоченных органов, которыми являются:

  • паспортный стол, в который можно обратиться как по месту постоянного жительства, так и по временному проживанию в населенном пункте;
  • отделение ФМС РФ по месту пребывания, либо жительства;
  • многофункциональный государственный центр помощи гражданам.

Важно помнить о том, что вопросами прописки занимаются только государственные организации, указанные выше. Иные предприятия или частные конторы не имеют права осуществлять такую деятельность.

Документы

В уполномоченные органы должны быть представлены следующие сведения:

  • паспорт заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности, либо разрешение от наймодателя (собственника) квартиры;
  • заявление на регистрацию;

    Образец документа представлен тут.

  • листок убытия, в случае, если оформляется постоянная прописка.

Сроки и стоимость

При смене постоянной регистрации гражданин обязан уложиться в семидневный срок подачи документов.

Для временной регистрации время подачи документов увеличен до 90 дней.

Стоимость услуг по оказанию регистрации бесплатна, оплата госпошлины не требуется. При этом собственник квартиры может потребовать от жильцов оплату своих действий, в случае, если оформлением всей документации он занимается сам.

Проверка

Решение о разрешении или отказе в регистрации гражданам выносится в течение трех дней с момента подачи заявления и полного пакета документов.

Как правило, гражданам об этом сообщают в отделении уполномоченных органов, а также уведомляют через определенный промежуток времени о том, что все документы готовы.

Забрать их можно в течение 40-50 минут, после заполнения нужных бумаг.

Регистрация для граждан РФ – это необходимость для контроля за миграцией и переездом людей по территории России, при этом узнать все об этой процедуре можно как в отделах УФМС, так и самостоятельно прочитав соответствующее законодательство.

Не стоит избегать исполнения законодательства в этой области, так как такое поведение карается штрафом.